Цели: обобщить знания учащихся по истории средних веков, развивать интерес к истории как учебной дисциплине.
Оборудование: карточки-задания для команд.
1. Представить команды и капитанов.
2. Представить жюри и объяснить условия конкурса.
Правильный ответ – 1 бал.
Помощь зрителей – 0.5 балла.
3. Выберите лишнее и найдите обобщающее понятие.
1. Уборка 2 . Охота
Ремонт Ремонт
Выпас скота Холст
Работа в поле Плата
Чистка хлева Работа
Охота Праздник
Чистка хлева
4. Объясните происхождение этих пословиц и поговорок, их смысл.
1. Что написано пером, не вырубишь топором.
2. Городской воздух делает человека свободным.
3. Что с воза упало, то пропало.
5. Переведите с тарабарского языка
I 1. Йовт песху нотоидс быдепо!
2. Ыт йерог ядн!
3. Ым идоргясм ойбот!
4. логан, фиталах ??? - объясните значение.
II 1. Йовт песху нотоидс быдепо!
2. Ыт йерог ядн!
3. Ым идоргясм ойбот!
4. Знака, пемияри - объясните значение.
Ответы: Твой успех достоин победы.
Ты герой дня.
Мы гордимся тобой.
Казна, премия. Налог, халифат.
6.Конкурс капитанов.
• Какие церкви образовались после 1054 года (Католическая, православная)
• Назовите повинности крестьян Западной Европы (Барщина, оброк, церковная десятина)
• Назовите руководителей христианской церкви (Священники, аббаты, епископы, римский папа)
• Перечислите племена германцев расселившихся по территории Западной Римской империи в конце V века (Вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы)
• Лучший образец изделия (Шедевр)
• Стили средневековой архитектуры XI - XV веков (Романский, готический)
• На какие королевства распалась империя Карла Великого (Франция, Германия, Италия)
• Кто входил в феодальную лестницу (Рыцари, бароны, герцоги и графы, король)
• Перечислите источники богатств католической церкви (Церковная десятина, плата за обряды, продажа церковных должностей, продажа индульгенции, плата за прикосновение к << святым мощам>>)
• Кто работал в мастерской ремесленника (Мастер, подмастерье, ученики)
• Борьба за переустройство церкви (Реформация)
• Какие государства Балканского полуострова были завоёваны турками-османами в середине XV века (Болгария, Сербия, Византия)
7 .Поединок магистров. ( Напишите сокращённый текст, заменив исторические слова терминами)
Вальтер был усердно занимающимся, поэтому дорога к высшей школе была ему знакома. По пути он видел, как люди из специального церковного суда вели отступника от веры. У здания городского совета он встретил своего товарища. Тот спешил на занятия, где должен был состояться спор по заранее выдвинутым вопросам. Он мечтал стать человеком, определяющим будущее по звёздам. Вместе они купили книгу с красочными иллюстрациями. Точно такую же они видели у главы высшей школы. Обсуждая покупку, они остановились у собора, где мастера выкладывали узоры из цветного прозрачного стекла.
8.Датское лото (составьте цепочки, дата-имя-событие)
9. Угадай имя исторического деятеля.
I . 1. Разорившийся рыцарь, опытный воин, он был главным организатором и руководителем гуситского войска.
2. В одной из битв по его приказу с вершины холма на атакующих рыцарей были пущены десятки возов с камнями, рыцари были обращены в бегство.
3. В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп, но продолжал командовать войском. Враги называли его «Страшным слепцом».
(Ян Жижка)
II . 1.Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников.
2. Он притворно жаловался своим приближенным: « Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне, чем-либо помочь в минуту опасности».
3. В 486 году в упорном бою у города Суассон он разгромил войско римлян и подчинил себе Северную Галлию.
(Хлодвиг)
III . 1. При нем (возможно, по его указанию) были записаны старинные обычаи франков и новые указы короля. Из них был составлен первый сборник законов франков.
2. Он и знатные франки, и дружина первыми приняли христианство, а за ними и все остальные франки.
3.Захватив Галлию, создал государство около 500 года.
(Хлодвиг)
IV . 1. Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В середине века о нем было сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость.
2. По латинской форме его имени (Королус) правители европейских стран стали называть себя королями.
3. Он стал первым императором Франкского королевства.
(Карл Великий)
V . 1. Опасаясь за свою жизнь, он в 622 году со своими сторонниками переселился в соседний оазис, названный позднее в его честь – Медина.
2. В 630 году знать подписала с ним соглашение и открыла перед ним ворота Мекки.
3. Он стал главой Арабского государства и главой мусульманской церкви.
(Мухаммед)
VI . 1. По его приказу была проведена перепись всех земель и населения Англии. Книга с результатами переписи была названа «Книгой Страшного Суда».
2. У большинства местных феодалов он отобрал земельные владения и раздал их своим рыцарям. Они получили земли в разных страны, поэтому в Англии не было крупных земельных владений.
3. Он был нормандским герцогом. В 1066 году переправился через Ла-Манш, высадился на юге Англии и в битве при Гастингсе разбил английское войско.
(Вильгельм Завоеватель)
Конкурс для зрителей
1. Разорившийся рыцарь становится командующим народного войска. Его армия отличалась высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. Тяжкие наказания ожидали воинов за грабеж, пьянство, ссоры и азартные игры. После ранения в голову полководец ослеп, но продолжал командовать, выбирая удобные позиции, ошеломляя врага неожиданными приемами и решениями. Противники называли его «странным слепцом».
(Ян Жижка)
2. Дом его сожгли, и он с такими же удальцами, как сам, обитал в основном в Шервудском лесу. Был своеобразным грабителем с большой дороги, за что и воспевался в английских народных песнях.
( Робин Гуд)
3. Он совершил более 50 походов в соседние страны. Его мудрость, сила и выносливость были воспеты в средневековых песнях. Этот воин и политик проявлял заботу о развитии образования. По его приказу при больших монастырях открывались школы. Заботился он также и о сохранении книг. Один из его указов гласил: «Не дозволяйте мальчикам портить книги при чтении и письме!»
(Карл Великий).
Сокращенный текст конкурса магистров.
Вальтер был студентом, и дорога к университету была ему знакома. По пути он видел, как инквизиторы вели на казнь еретика. Возле ратуши он встретил товарища. Тот спешил на диспут. Он мечтал стать астрологом. Вместе они купили книгу с миниатюрами. Точно такую они видели у ректора. Обсуждая покупку, друзья остановились у собора, где мастера выкладывали витражи.
Жюри подводит итоги турнира. Награждение участников.
Литература.
Быльева В. А., Лупоядов В. Н., Семенихина И. В. История средних веков. 6 класс. Дополнительные материалы к урокам. Брянск « Курсив » 2003 год
Творческие работы учащихся